Top.Mail.Ru
Пример документа:: одобрение типа транспортного средства

Термины и определения в области сертификации транспортных средств

Освоение основных и других терминов и определений в области сертификации автомобилей и сопутствующего оснащения критично для соблюдения порядка и стандартов Евразийского экономического союза. Эти элементы определяют этапы проведения контроля качества, от проектирования до использования, помогая обеспечить соответствие требованиям ТР ТС 018/2011 для выпуска в обращение, упростить систему таможенных процедур и избежать штрафов. Освоив их, вы сможете эффективно координировать производство или импорт, минимизируя риски несоответствия требованиям
7
лет на рынке сертификаций
70
городов с нашими представительствами
95+
общая численность специалистов

Фундаментальные нормы и организации

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
Региональное объединение, учрежденное 29 мая 2014 года, с целью создания единого экономического пространства для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и людей. Участники - Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия
Технический регламент Таможенного союза
(ТР ТС 018/2011)
Основной нормативно-правовой акт "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденный Решением Комиссии № 877 от 9 декабря 2011 года. Он разработан с целью кодификации технических правил и требований, определяющих единые стандарты для колесных машин, включая условия к строению, экологии и эргономике. Данный документ служит главным основанием, в соответствии с которым происходит оценка соответствия типа транспортного средства на территории стран участниц ЕАЭС. ТР ТС 018/2011 охватывает категории L, M, N, O, исключая медленную технику (до 25 км/ч) или раритеты старше 30 лет, и гармонизирован с правилами ООН для упрощения экспорта
Основные понятия задают фундамент для процессов сертификации, включая стандарты безопасности и согласование с международными нормами. Термины объясняют организацию экономики и торговли в регионе, создавая единые правила для участников рынка
Протокол применения покупного изделия. Специальный договор, который подписывается между компанией, дорабатывающей шасси, и его изначальным изготовителем. Документ официально подтверждает право доработчика использовать шасси, произведенное другим заводом, как основу для создания и выпуска на рынок нового ТС
Протокол разделения взаимных обязательств (Разделительный перечень). Документ, который чётко разграничивает зоны ответственности между компанией, дорабатывающей шасси, и его изначальным изготовителем. Он определяет, кто за что отвечает в случае выпуска на рынок ТС, созданного на базе этого шасси
Сертификат о соответствия. Документ, выдаваемый аккредитованным органом по сертификации (или независимое подтверждение от органа по сертификации), который подтверждает соответствие компонентов ТС установленным требованиям Технических регламентов Таможенного союза или национальных стандартов. Получение сертификата предполагает проведение независимой оценки, включая испытания продукции, аудиты производства и т.д
Декларация о соответствии. Документ, принимаемый самим изготовителем или его уполномоченным представителем. В нем изготовитель под свою полную ответственность заявляет о соответствии компонента ТС требованиям безопасности, установленным, например, ТР ТС 018/2011. Декларация основывается на собственных доказательствах изготовителя, возможно, с привлечением испытательных лабораторий
Сообщение об официальном утверждении типа (сообщение по Правилам ООН). Официальный документ, выдаваемый на основании Соглашения 1958 года, разработанного Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН). Оно удостоверяет, что конкретное транспортное средство или его компонент полностью соответствует требованиям определенных Правил ООН. Правила, по сути, являются международными стандартами и требованиями безопасности, применимыми в странах-участницах Соглашения. Получение такого сообщения позволяет производителю реализовывать свою продукцию в странах, признающих эти Правила, без необходимости прохождения повторных испытаний
Форма одобрения типа (бланк ОТТС/ОТШ). Установленный образец документа, заполняемый в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК № 232 от 9 декабря 2014 года, для удостоверения соответствия ТС или шасси
Одобрение типа шасси (ОТШ). Официальный документ, который подтверждает, что конкретный тип шасси (базовая конструкция ТС без кузова, то есть рама с кабиной и мотором) соответствует требованиям безопасности и техническим регламентам Российской Федерации или ЕАЭС. ОТШ необходимо для выпуска и регистрации транспортных средств на базе данного шасси, оформления Одобрения типа транспортного средства (ОТТС) и электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС)
Одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Официальный документ, подтверждающий соответствие транспортных средств, выпускаемых в обращение и отнесенных к одному типу, обязательным требованиям Технического регламента Таможенного союза 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств". По сути, ОТТС является разрешительным документом, необходимым для массового производства и реализации новых ТС на территории стран Евразийского экономического союза
Ключевые документы подтверждают успешное прохождение проверок, обеспечивая легальный доступ продукции к рынку. Служат гарантией качества и безопасности, упрощая процесс ввода техники в оборот

Разрешительные документы для выхода на рынок

6. одобрение типа
Официальная процедура подтверждения, что конкретный тип ТС (или его шасси) полностью соответствует всем обязательным требованиям действующего технического регламента. По сути, это ключевой этап, который позволяет начать массовое производство и продажу новой продукции на рынке стран Евразийского экономического союза
5. техническое описание
Детальный документ, который готовит изготовитель (или заявитель). В нём содержится полная информация о технических характеристиках и ключевых параметрах транспорта (или компонента). Цель описания - чётко идентифицировать конструкцию изделия, которое будет проходить оценку на соответствие требованиям технического регламента. По сути, это пакет данных, включающий чертежи и точные параметры, которые определяют устройство всего ТС или отдельного его компонента
4. Протокол испытаний
Официальный документ, содержащий результаты лабораторных исследований продукции и подтверждающий ее соответствие установленным требованиям безопасности и качества. Это официальная запись лабораторных данных, удостоверяющая выполнение критериев охраны и надежности. Содержит метрики по выбросам или тормозам, с подписями экспертов для реестра
3. Контрольные испытания
Периодические испытания, проводимые с целью подтверждения стабильности характеристик изготавливаемых ТС и их компонентов, в отношении типов которых была проведена оценка соответствия. Проводятся раз в два года, проверяя отклонения в массе или нагрузках для предотвращения дефектов
2. Сертификационные испытания
Лабораторные проверки представительных образцов (или единичных экземпляров) ТС либо его компонента. Их проводят, чтобы на основе полученных результатов сделать официальное заключение о том, насколько изделие соответствует всем необходимым требованиям технического регламента. В процессе таких испытаний берутся прототипы для глубоких проб, по итогам которых подтверждается соответствие всей модели, включая ее различные варианты, указанные в описании. Также фиксируются важные параметры, например, ударостойкость или уровень шума для всех подтипов, что в итоге формирует базу для получения одобрения
1. оценка соответствия
Комплекс мероприятий и процедур, включающий испытания, инспекционный контроль и анализ производства, направленный на подтверждение соответствия требованиям ТР ТС 018 для обеспечения безопасности транспортных средств при их использовании на дорогах общего пользования
Термины раскрывают шаги процедуры оформления и этапы фиксации результатов. Показывают, как проходит процесс от начальных испытаний до регулярного подтверждения, чтобы гарантировать соответствие нормам

Этапы верификации и надзора

Экспертная организация. Организация, уполномоченная на проведение экспертизы представленной продукции. В рамках регламента ТР ТС 018/2011 - испытательная лаборатория. Именно она проводит все необходимые тесты и измерения для подтверждения соответствия транспорта или его компонентов установленным требованиям безопасности и качества. Результаты этих испытаний фиксируются в Протоколе испытаний
Орган по сертификации. Организация, аккредитованная по ФЗ № 412, уполномоченная на проверку соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям, установленным ТР ТС 018/2011, и выдачу разрешительных документов. Проводит аудиты, выдает документы и мониторит соблюдение соответствия выпускаемой в обращение продукции
Уполномоченный представитель (дистрибьютор). Лицо, уполномоченное Изготовителем, являющимся нерезидентом стран ЕАЭС (Иностранный изготовитель), на проведение оценки соответствия и реализацию транспортных средств или их шасси на территории ЕАЭС. Его роль заключается в представлении интересов иностранного производителя и взаимодействии с регулирующими органами
Заявитель, Инициатор процесса, направляющий запрос на верификацию для приобретения документов оценки соответствия. Чаще всего это сам изготовитель или его уполномоченный представитель (дистрибьютор), координирующий сбор пакета документов и взаимодействие с лабораториями. Или это лицо, которое подает заявку на проведение оценки соответствия ТС с целью получения документов об оценке соответствия
Изготовитель. Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси) или его компонентов с намерением выпуска их в обращение для реализации, либо собственного пользования
Термины описывают участников процесса сертификации и их задачи. Разъясняют роли производителей, посредников и проверяющих, обеспечивая четкое распределение обязанностей для беспроблемной проверки

Роли и участники контроля

Термины описывают составные части транспортных средств, их классификацию и ключевые параметры. Помогают разобраться в категориях техники и характеристиках, необходимых для успешной сертификации

Классификация и характеристики транспортных средств

Термины разъясняют процессы производства, лимитированных партий и допуска техники на рынок. Показывают, как регулируется выпуск продукции и обеспечивается соответствие стандартам качества

Аспекты выпуска и обращения на рынке

Выпуск в обращение. Официальное разрешение всем заинтересованным сторонам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (или шасси, или партией компонентов) на всей территории Таможенного союза
Безопасность ТС. Такое состояние машины, при котором ее конструкция и техническое состояние в совокупности гарантируют, что риск причинения вреда участникам дорожного движения сведен к минимуму или полностью исключен
Малая партия транспортного средства. Ограниченное количество транспортных средств (или шасси) одного типа, включая все его модификации. Объём такой партии зависит от категории ТС: для L1-L7, M1, O1-O2 - до 150 штук; для М2, N1-N3, O3-O4 - до 100 штук; для М3 - до 50 штук
Серийное производство. Форма организации, где изделия выпускаются большими партиями (сериями) с установленной регулярностью. Как правило, при таком производстве выпускается ограниченный ассортимент продукции
Сборочный комплект. Набор всех необходимых составных частей, которые изготовитель поставляет другому производителю для окончательной сборки ТС