Как получить Одобрение типа и выйти на рынок ЕАЭС?
Вывод нового транспортного средства или партии автокомпонентов на рынок Евразийского экономического союза (ЕАЭС) требует не только технической готовности, но и документального подтверждения соответствия установленным требованиям безопасности и качества
Центральное место в этом процессе занимает процедура Type Approval, или «Одобрение типа». Именно она подтверждает, что транспортное средство или его компоненты соответствуют обязательным техническим и нормативным требованиям. В рамках ЕАЭС результатом этой процедуры становится выдача Одобрения типа транспортного средства (ОТТС) или сертификата соответствия на компоненты. Без этих документов выпуск и обращение продукции на территории стран союза невозможны. Type Approval — это не формальность, а ключ к легальному доступу на рынок экономического союза
Понятие Type Approval: основы и значение
Type Approval (одобрение типа) — это официальное подтверждение того, что серийная продукция отвечает установленным техническим требованиям
В международной практике процесс известен под названием Whole Vehicle Type Approval (WVTA) — официальное утверждение типа комплектного транспортного средства, регулируемое Правилом ООН № 0. По сути, Type Approval — это гарантия безопасности и качества.
Получение ОТТС подтверждает, что конкретная модель автомобиля прошла полный цикл испытаний и соответствует требованиям безопасности, экологии и стабильности технических характеристик. Это позволяет производителю выпускать и продавать транспортные средства в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Кыргызстане без дополнительных проверок
Разница между «ЕI» и «E» в сертификации транспортных средств
Что означает маркировка с маленькой буквой «e»? Маркировка «e» (в прямоугольнике) означает, что транспортное средство или компонент одобрены по правилам Европейского союза (EU). Она подтверждает соответствие требованиям европейских директив и регламентов. Этот знак можно увидеть, например, на фарах или ремнях безопасности, прошедших европейскую процедуру омологации. В России такие документы не признаются для получения ОТТС
Что означает маркировка с заглавной буквой «E»? Маркировка «E» (в круге) — это результат процедуры по Правилам Европейской экономической комиссии ООН (UNECE). Она действует во всех странах, присоединившихся к Женевскому соглашению 1958 года, включая государства ЕАЭС. Продукция с маркировкой «E» соответствует международным нормам и может использоваться для упрощения процедуры сертификации в ЕАЭС
Как это влияет на допуск ТС на рынки ЕАЭС и ЕС? ТР ТС 018/2011 гармонизирован с Правилами ЕЭК ООН, поэтому документы с маркировкой «E» могут быть признаны в ЕАЭС и использованы для сокращения числа испытаний. Маркировка «e» ЕС требует повторного подтверждения соответствия в рамках союза с нуля
При международной сертификации на документах и деталях часто встречаются символы «II» и «E». На первый взгляд, разница только в букве, но на деле эти знаки принадлежат к разным системам регулирования
Когда требуется каждый подход?
Если компонент входит в конструкцию конкретного автомобиля, он проходит проверку в составе ТС, даже если впоследствии может поступать в продажу как запасная часть. Испытания в этом случае подтверждают, что компонент безопасен и корректно функционирует в составе данной модели транспортного средства. По итогам проверки оформляется Сообщение об утверждении типа компонента в составе ТС. Этот документ не является аналогом ОТТС и подтверждает соответствие только данного компонента в конкретной конфигурации автомобиля
Сертификация компонентов в составе транспортного средства
Если компонент входит в конструкцию конкретного автомобиля, он проходит проверку в составе ТС, даже если впоследствии может поступать в продажу как запасная часть. Испытания в этом случае подтверждают, что компонент безопасен и корректно функционирует в составе данной модели транспортного средства. По итогам проверки оформляется Сообщение об утверждении типа компонента в составе ТС. Этот документ не является аналогом ОТТС и подтверждает соответствие только данного компонента в конкретной конфигурации автомобиля
Сертификация компонентов как отдельных изделий
Используется для компонентов, которые проходят обязательную отдельную сертификацию перед включением в состав транспортного средства. Это необходимо, чтобы подтвердить их соответствие требованиям безопасности независимо от конкретной модели автомобиля. Один и тот же компонент, например фара, шина или тормозная колодка, может быть установлен и сертифицирован на разных транспортных средствах. После успешных испытаний изделию выдается сертификат соответствия, разрешающий его обращение на рынке ЕАЭС и использование при последующей сертификации ТС
В основе лежит выбор между двумя подходами — отдельной сертификацией изделия или проверкой его в составе транспортного средства. Решение зависит от области применения и условий использования конкретного компонента
Сертификация компонентов транспортных средств проводится по единым принципам, действующим не только в ЕАЭС, но и в странах, присоединившихся к Женевскому соглашению 1958 года
Сертификация компонентов: два подхода
Использование зарубежных документов при сертификации в ЕАЭС
Производители часто интересуются, можно ли использовать иностранные документы для упрощения процедуры
COMMUNICATION concerning APPROVAL GRANTED/EXTENDED of a type of vehicle with regard to the installation of rear view mirrors pursuant to Regulation No. 81 — сообщение о выдаче/продлении разрешения на тип транспортного средства в отношении установки зеркал заднего вида
COMMUNICATION concerning APPROVAL GRANTED/EXTENDED of a type of rear view mirror pursuant to Regulation No. 81 — сообщение о выдаче/продлении разрешения на зеркала заднего вида согласно Правилу ООН № 81
При наличии сообщений по Правилам ЕЭК ООН (маркировка «E») на компоненты в составе ТС они признаются в ЕАЭС, и многие испытания засчитываются. Это экономит время и ресурсы. Протоколы испытаний (Test Reports), включая китайские или европейские, не признаются официально, так как они не являются документом о соответствии, а лишь фиксируют результаты проверок. Если есть сообщения на компонент в составе ТС, повторные испытания не нужны. Если есть только сертификат на компонент, необходимо испытать весь автомобиль. Если документов нет вовсе, процесс начинается с сертификации каждого компонента и последующих испытаний всего ТС.
Примеры формулировок сообщений:
Этапы получения одобрения типа ТС в ЕАЭС
Процедура включает несколько шагов:
Подача заявки и комплекта технической документации
Проведение лабораторных испытаний и анализ предоставленных документов
Проверка производства и контроля качества
Оформление ОТТС
Срок действия ОТТС зависит от типа одобрения: для серийного производства он устанавливается на 1, 3 или 5 лет, а для партии — ограничивается объемом выпуска, например 100 или 150 единиц в зависимости от категории транспортных средств
Почему важно обращаться к аккредитованным экспертам
Type Approval — это сложная и многоплановая процедура, где важна каждая деталь. Малейшая ошибка в документации или неверный выбор стратегии сертификации приведет к отказу и задержке поставок
Нажимая на кнопку, вы принимаете политику конфиденциальности и даёте согласие на обработку персональных данных
проверим готовность документов
определим, какие зарубежные документы можно использовать
подготовим пакета для подачи в орган по сертификации